Известно, что история, по большому чету - это ушедшие в прошлое даты, события и жившие когда-то люди, в этих самых событиях и участвовавшие. И ничего этого сейчас уже, по факту, нет - только записанные кем-то когда-то-хроники времен, да передающиеся из уст в уста (потому и - устное народное творчество, а почему творчество - потому что по ходу повествования добавляли уже что-то свое, личную оценку) былички, повествования и даже легенды - это уж совсем из давнего-давнего прошлого, когда действовали народные герои, оставшиеся в памяти народа. Потому и героический эпос.
Это - общие характеристики бытования в народной и официальной памяти (исторической науки) самого важного для самосознания, идентичности любого этноса, то, что делает его крепче, то, что зовется истоками и культурой народа. Кстати, свидетели этому - дошедшие до нас предметы, подтверждающие то или иное историческое событие. Иногда они, предметы эти, уже давно скрылись, за давностью времени, с поверхности земли, и поисками таких артефактов занимается прикладная историческая наука - археология.
Но существует огромный пласт народной культуры - примет повседневной жизни, со своими правилами и обычаями, закрепившимися в народе (тогда они уже становятся традициями). Два года назад, когда в нашей стране активизировалась ценность культурного наследия народов России, мы очень доступно объясняли нашим юным (и не только) посетителям разницу между духовной и материальной культурой. То есть, если какой-то обряд (Колядки или Масленицу, например) или сказку в руках подержать нельзя - это нематериальная культура, а какие-то предметы - материальная.
Вот об этом - предметах народной культуры, настоящих свидетелях прошлого, мы задумались прежде всего, планируя широкое знакомство гостей города и фестиваля с жизнью обычной крестьянской (а может, и ямщицкой) семьи Черемховского поселения прошлых веков.
Наш Черемуховый фестиваль - уникальный, потому что не имеет аналогов, он объединяет разноплановое представление на конкурсных, творческих и интерактивных площадках укоренившихся в современной жизни трехсотлетних традиций освоения русскими старожилами Прибайкалья природных ресурсов - дерева черемухи.
Основа фестиваля - традиции - широко представлены через прошлое и современность. Но как современный человек сможет эти самые традиции освоить, причем настолько, чтобы осознать себя причастным к носителям, наследникам ряда поколений черемховцев, живших здесь когда-то (вот они и приметы истории: даты, события, люди). Это возможно (конечно, при желании самих потомков - гостей, прибывших на фестиваль) через последовательное освоение этапов идентичности: узнавание (КАК жили?), включение (А Я СМОГУ так?), ассоциирование (Мне это БЛИЗКО!) и присвоение (Я хочу и буду ТАК ЖЕ!).
УЗНАВАНИЕ
Ну и что же можно узнать о прошлом Черемховского поселения, посетив интерактивную площадку нашего музея "Черемухова падь"?
Черемхово началось с почтового стана, станца, станции. Она была открыта в 1743 году, то есть, поселение основали ямщики. Известны не только их имена – Степан Кабаков, Кирилл Гришев и Никита Чижухин, - но и даты рождения, откуда они прибыли и количество членов семей. Известно, что через четыре года, к 1747 году, на Черемховском станце проживали 20 человек из трех семей. С нашим музейным сценарием переселения Первых жителей можно ознакомиться здесь.
Изучая материалы, мы выяснили, что русские здесь были еще раньше. Черемуховая падь находится на полпути острожных троп из Бельского острога в Идинский, а в Балаганский острог везли ясак. Один день конного пути из Бельского острога – это Черемуховая падь. Здесь люди останавливались в Бадановом зимовье на ночевку и следовали дальше.
ВКЛЮЧЕНИЕ
Но узнать: читать текст, рассматривать фотографии и рисунки, увидеть концерт с песнями или плясовой, - это еще далеко не все. Даже просто выставка музейных предметов крестьянского сибирского быта 19 века из фондов нашего музея тоже не полностью сможет помочь погрузиться в повседневность быта наших предков поколений так восемь-девять (а то и больше) назад.
Интерактивные площадки фестиваля (Ремесленное подворье и Черемухова падь) развертывали не только возможность КАК делали в старину и самим попробовать, но и доступность исторической локации с элементами реконструкции: на огромной поляне лесной зоны естественного парка была развернута интерактивная площадка «Черемухова падь», известная по описаниям с 17 века.
В большой мобильной палатке, стилизованной под сибирскую избу, музеем истории города Черемхово была развернута экспозиция "Трактовая изба" с подлинными предметами быта черемховцев 19 века.
Перед избой, как водится, - большущий двор (так и было у нас в Сибири в начале освоения (17-18 века), разделенный на чистую и хозяйственную половину, они же, для удобства гостей - мужская и женская стороны. Чего только здесь нет: и заготовленное на зиму сено с телегой, и нарубленные дрова, которые нужно уложить в поленницу, конская сбруя и хозяйственные инструменты: вилы да грабли. И, конечно, все желающие могли попробовать получить новые для себя трудовые навыки, включившись в хозяйственные практики подворья.
Основное дело женщин в прежней жизни: приготовление обедов на всю семью и, соответственно, доставка воды из колодца. Учитывая, что многие гости никогда не видели вживую колодец и не держали в руках коромысло, участники площадки проводили для посетителей настоящие мастер-классы по способам ношения коромысла и пользования колодезным воротом.
В самой избе поток гостей не иссякал в течение всего дня: кто-то вспоминал поездки к бабушке в деревню в далеком детстве, кто-то поражался оживлению нарисованных в книге русских сказок иллюстраций, а многие дивились логике предков по созданию гармоничного жизненного пространства в ограниченных условиях избы с отсутствием привычного потолка.
И, конечно, в процессе освоения экспозиции совершенно естественным казался смысл известного всем выражения: танцевать от печки. Оказывается, все просто: вначале ставилась печь, а наискосок от нее располагался Красный угол: главное место в избе, где в почете над столом размещался иконостас, а у нас в Черемховском - обязательная икона Николая Угодника, который был покровителем путешествующих (а это все, кто продвигался по тракту), несправедливо обиженных (это - идущие по тракту ссыльные, закованные в кандалы) и всех крестьянских семей. То есть, образ самого почитаемого в Черемхово святого был не только в каждом возке, но и в каждой крестьянской и трактовой избе. Да и самые значимые (по времени функционирования) черемховские церкви были посвящены Николаю чудотворцу.
Ну, и как не присесть на лавку к праздничному столу, ломящемуся от угощений? Здесь, в Черемховской волости, при более мягких, чем на севере Иркутской губернии (там, где возникли первые остроги на реках: Ангаре, Илиме да Лене), природных условиях, крестьяне выращивали не только рожь, но и пшеницу, а значит, семьям была доступна всевозможная выпечка, особенно с использованием брусники и, конечно, черемухи.
Если в центре избы, рядом с почетным местом и самоваром, обязательно располагались почетные же атрибуты женской и мужской жизни. Если в доме была гармонь, а хозяин - гармонист, то был он душой не только совей семьи, но, как правило, и всего поселения. А среди наших гостей были не только любители селфи и желающие прикоснуться к старинному инструменту, но и умеющие когда-то в далеком детстве оживлять гармошку. Как тут не вспомнить забытые когда-то навыки?
В мужском угле, который традиционно звался коником и мог находиться в разных местах избы: в сенях, на крыльце, на ступенях высокого внутреннего подъема, самым популярным у гостей-мужчин был, конечно, универсальный инструмент "рогатина-терка". Совсем немногие могли сразу понять, для чего нужно было это самодельное приспособление. Что терка - понятно, значит - для измельчения чего-то, например, картофеля для получения крахмала? И да, и нет.
Оказывается, мужчинам очень удобно было в старину чистить с помощью этой громадной терки пойманную рыбу: взялся за хвост, провел с силой сверху вниз, затем другой стороной - вот рыба и готова! Вот это мудро! И современные наши гости, особенно рыбаки, обязательно фотографировали для последующего изготовления и использования в собственной жизни. Вот так традиции предков, переданные нам и освоенные с помощью музейных предметов, присваиваются потомками. А мы проводим теперь уже уверенный мостик между нами и ими и понимаем, что особой разницы-то между нами нет, подтверждая принадлежность к общности сибиряков и россиян.
А вот женская сторона избы как магнитом, притягивала подавляющее число гостей: как взрослых, так и малышню. И ничего удивительного - ведь здесь расположено самое главное - печка. Ну и, соответственно, место вокруг нее, известное нам сегодня как кухня, в старину называлось у нас в Сибири словом КУТЬ, а женский угол за печкой, отгороженный занавеской - бабий за-КУТ-ок. Туда мужчинам - ни-ни! Ведь там - не только кухонные принадлежности, но и секретики всякие женские.
Печка - почти как настоящая - обхожденья требует да сноровки. Вон, угольки прогорели - кочергой отодвинуть их, да на ПОД лопатой хлеб посадить. Или кашу в чугунке поставить. Малышня часто не понимает, что это за посудины такие, им говорят, что это вроде современных мультиварок. А ручки где? Как ее брать-то? А во-от, уметь надо.
Для каждого горшка предусмотрен свой ухват. Притом, что вся наша кухонная утварь - подлинная. И в самом деле, удобно: положил в чугунок продукты, залил водой и на три часа убираешь в печь. Там тебе и щи, и каша, и пироги, и шаньги. С черемухой - особенно вкусные.
А еще на приступочке возле чугунка с гречкой сидит какое-то странное существо. Что это? Это - кукла Каша. В старину маленьких девчонок с шести лет учили варить первую кашу. И кукла была своего рода «измерительным прибором». Ее шили вровень с чугунком и делали на ней продольные полоски. По пояс насыпалась крупа, по плечи наливалась вода. Когда каша сварилась, она доходила до макушки куклы.
Для Черемховского поселения использование бесплатного природного дара - черемухи - было традиционным и обязательным. Благо - никто черемуху не сажал, она в изобилии росла по берегам речки с таким же названием. Ягоду сушили, мололи на специальных деревянных мельницах, и дома были ручные мельницы. Заготавливали много черемуховой муки, а из обычной, пшеничной крупчатки (муки высокого сорта, тонкого помола) делали шаньги. Раскатывали кислое сдобное тесто на колобушки, сверху углубление делали, а в него - начинку из черемухи клали. Для этого заливали черемуховую муку кипятком, оставляли, чтоб напарилась, а потом мед туда добавляли или сахар. Все это хорошо сдабривали сметаной или маслом и ставили в русскую печь. Получалась замечательная традиционная черемховская выпечка!
А всем желающим предлагалось самим попробовать получить из сушеных ягод черемухи муку. А вот, например, в старинной ступе с пестом. Но, ох, как сложно истолочь такую ягоду в пыль, то есть, в муку! Прямо скажем, дело непростое. Не зря для него исстари использовали жернова.
Но, кроме кухонных забот, на хозяйке еще и иных забот - полон рот! И прясть, и ткать, и шить, и вышивать, - в общем, и одеть семью надо, и дом украсить. Начать с того, что пряжа для всего этого - не в магазине купленная, а выращенная своими руками. И овечья, и конопляная, и даже (крайне редко, поскольку лён часто не успевал вырасти - все-таки Сибирь - зона рискованного земледелия) - льняная.
Наша изба с ее интерактивными практиками оказалась общим местом встречи и передачи опыта от поколения к поколению Так, совершенно непреднамеренно, к нам зашла гостья из Заларинского района (выставочные ряды мастеров декоративно-прикладного искусства располагались рядом) , увидела ножную прялку и, как к родной, поспешила к ней, вспомнив, как когда-то в детстве ее учила прясть на такой же прялке бабушка. Но интрига разворачивалась дальше и достигла апогея, когда из группы прибывших на фестиваль иркутских туристов вдруг с криком: "Баба!" к нашей импровизированной пряхе подбежала девочка. Оказалось, внучка. И вот, именно у нас встретились поколения одной семьи, и бабушка научила внучку прясть, как когда-то в подобной же избе ее саму учила прясть ее бабушка.
А еще на интерактивной музейной площадке «Черемуховая падь» руководитель нашего семейного клуба выходного дня "Берегиня" учила всех желающих шить и другую куклу - хороводницу. Ее тоже раньше выполняли девочки с шести лет, нужна она была не только для забавы, но и чтобы развивать мелкую моторику рук, столь необходимую в разных делах, особенно в прядении шерсти.
А вокруг на поляне разворачивались события, которые раньше были обычными: мастера-корзинщики плели корзины, веники, подеревшики делились секретами берестяного промысла и созданием деревянных изделий домашнего обихода. А что вы думаете, ложки только из липы резали? А если у нас в Сибири липа не растет? Так что: береза или черемуха? Хотите узнать - приезжайте к нам на Черемуховый фестиваль и обязательно побывайте на интерактивной площадке с элементами реконструкции Черемуховой пади.
А как тут песни поют... Те, которые еще бабушки наших бабушек певали - выучить такое специально невозможно, надобно вырасти в этом. Тогда не только песенная, но и иная культура: и духовная, и материальная по праву рождения твоей станет.
Или, может, все же стоит попробовать? Ну, помните: узнавание, включение, ассоциирование и присвоение. А это и есть последовательное освоение этапов идентичности: черемховской, сибирской и российской, то есть, осознать себя настоящими патриотами, стремящимися узнавать исторические корни, продолжать традиции и преобразовывать родной край.
Известно, что история, по большому чету - это ушедшие в прошлое даты, события и жившие когда-то люди, в этих самых событиях и участвовавшие. И ничего этого сейчас уже, по факту, нет - только записанные кем-то когда-то-хроники времен, да передающиеся из уст в уста (потому и - устное народное творчество, а почему творчество - потому что по ходу повествования добавляли уже что-то свое, личную оценку) былички, повествования и даже легенды - это уж совсем из давнего-давнего прошлого, когда действовали народные герои, оставшиеся в памяти народа. Потому и героический эпос.
Это - общие характеристики бытования в народной и официальной памяти (исторической науки) самого важного для самосознания, идентичности любого этноса, то, что делает его крепче, то, что зовется истоками и культурой народа. Кстати, свидетели этому - дошедшие до нас предметы, подтверждающие то или иное историческое событие. Иногда они, предметы эти, уже давно скрылись, за давностью времени, с поверхности земли, и поисками таких артефактов занимается прикладная историческая наука - археология.
Но существует огромный пласт народной культуры - примет повседневной жизни, со своими правилами и обычаями, закрепившимися в народе (тогда они уже становятся традициями). Два года назад, когда в нашей стране активизировалась ценность культурного наследия народов России, мы очень доступно объясняли нашим юным (и не только) посетителям разницу между духовной и материальной культурой. То есть, если какой-то обряд (Колядки или Масленицу, например) или сказку в руках подержать нельзя - это нематериальная культура, а какие-то предметы - материальная.
Вот об этом - предметах народной культуры, настоящих свидетелях прошлого, мы задумались прежде всего, планируя широкое знакомство гостей города и фестиваля с жизнью обычной крестьянской (а может, и ямщицкой) семьи Черемховского поселения прошлых веков.
Наш Черемуховый фестиваль - уникальный, потому что не имеет аналогов, он объединяет разноплановое представление на конкурсных, творческих и интерактивных площадках укоренившихся в современной жизни трехсотлетних традиций освоения русскими старожилами Прибайкалья природных ресурсов - дерева черемухи.
Основа фестиваля - традиции - широко представлены через прошлое и современность. Но как современный человек сможет эти самые традиции освоить, причем настолько, чтобы осознать себя причастным к носителям, наследникам ряда поколений черемховцев, живших здесь когда-то (вот они и приметы истории: даты, события, люди). Это возможно (конечно, при желании самих потомков - гостей, прибывших на фестиваль) через последовательное освоение этапов идентичности: узнавание (КАК жили?), включение (А Я СМОГУ так?), ассоциирование (Мне это БЛИЗКО!) и присвоение (Я хочу и буду ТАК ЖЕ!).
УЗНАВАНИЕ
Ну и что же можно узнать о прошлом Черемховского поселения, посетив интерактивную площадку нашего музея "Черемухова падь"?
Черемхово началось с почтового стана, станца, станции. Она была открыта в 1743 году, то есть, поселение основали ямщики. Известны не только их имена – Степан Кабаков, Кирилл Гришев и Никита Чижухин, - но и даты рождения, откуда они прибыли и количество членов семей. Известно, что через четыре года, к 1747 году, на Черемховском станце проживали 20 человек из трех семей. С нашим музейным сценарием переселения Первых жителей можно ознакомиться здесь.
Изучая материалы, мы выяснили, что русские здесь были еще раньше. Черемуховая падь находится на полпути острожных троп из Бельского острога в Идинский, а в Балаганский острог везли ясак. Один день конного пути из Бельского острога – это Черемуховая падь. Здесь люди останавливались в Бадановом зимовье на ночевку и следовали дальше.
ВКЛЮЧЕНИЕ
Но узнать: читать текст, рассматривать фотографии и рисунки, увидеть концерт с песнями или плясовой, - это еще далеко не все. Даже просто выставка музейных предметов крестьянского сибирского быта 19 века из фондов нашего музея тоже не полностью сможет помочь погрузиться в повседневность быта наших предков поколений так восемь-девять (а то и больше) назад.
Интерактивные площадки фестиваля (Ремесленное подворье и Черемухова падь) развертывали не только возможность КАК делали в старину и самим попробовать, но и доступность исторической локации с элементами реконструкции: на огромной поляне лесной зоны естественного парка была развернута интерактивная площадка «Черемухова падь», известная по описаниям с 17 века.
В большой мобильной палатке, стилизованной под сибирскую избу, музеем истории города Черемхово была развернута экспозиция "Трактовая изба" с подлинными предметами быта черемховцев 19 века.
Перед избой, как водится, - большущий двор (так и было у нас в Сибири в начале освоения (17-18 века), разделенный на чистую и хозяйственную половину, они же, для удобства гостей - мужская и женская стороны. Чего только здесь нет: и заготовленное на зиму сено с телегой, и нарубленные дрова, которые нужно уложить в поленницу, конская сбруя и хозяйственные инструменты: вилы да грабли. И, конечно, все желающие могли попробовать получить новые для себя трудовые навыки, включившись в хозяйственные практики подворья.
Основное дело женщин в прежней жизни: приготовление обедов на всю семью и, соответственно, доставка воды из колодца. Учитывая, что многие гости никогда не видели вживую колодец и не держали в руках коромысло, участники площадки проводили для посетителей настоящие мастер-классы по способам ношения коромысла и пользования колодезным воротом.
В самой избе поток гостей не иссякал в течение всего дня: кто-то вспоминал поездки к бабушке в деревню в далеком детстве, кто-то поражался оживлению нарисованных в книге русских сказок иллюстраций, а многие дивились логике предков по созданию гармоничного жизненного пространства в ограниченных условиях избы с отсутствием привычного потолка.
И, конечно, в процессе освоения экспозиции совершенно естественным казался смысл известного всем выражения: танцевать от печки. Оказывается, все просто: вначале ставилась печь, а наискосок от нее располагался Красный угол: главное место в избе, где в почете над столом размещался иконостас, а у нас в Черемховском - обязательная икона Николая Угодника, который был покровителем путешествующих (а это все, кто продвигался по тракту), несправедливо обиженных (это - идущие по тракту ссыльные, закованные в кандалы) и всех крестьянских семей. То есть, образ самого почитаемого в Черемхово святого был не только в каждом возке, но и в каждой крестьянской и трактовой избе. Да и самые значимые (по времени функционирования) черемховские церкви были посвящены Николаю чудотворцу.
Ну, и как не присесть на лавку к праздничному столу, ломящемуся от угощений? Здесь, в Черемховской волости, при более мягких, чем на севере Иркутской губернии (там, где возникли первые остроги на реках: Ангаре, Илиме да Лене), природных условиях, крестьяне выращивали не только рожь, но и пшеницу, а значит, семьям была доступна всевозможная выпечка, особенно с использованием брусники и, конечно, черемухи.
Если в центре избы, рядом с почетным местом и самоваром, обязательно располагались почетные же атрибуты женской и мужской жизни. Если в доме была гармонь, а хозяин - гармонист, то был он душой не только совей семьи, но, как правило, и всего поселения. А среди наших гостей были не только любители селфи и желающие прикоснуться к старинному инструменту, но и умеющие когда-то в далеком детстве оживлять гармошку. Как тут не вспомнить забытые когда-то навыки?
В мужском угле, который традиционно звался коником и мог находиться в разных местах избы: в сенях, на крыльце, на ступенях высокого внутреннего подъема, самым популярным у гостей-мужчин был, конечно, универсальный инструмент "рогатина-терка". Совсем немногие могли сразу понять, для чего нужно было это самодельное приспособление. Что терка - понятно, значит - для измельчения чего-то, например, картофеля для получения крахмала? И да, и нет.
Оказывается, мужчинам очень удобно было в старину чистить с помощью этой громадной терки пойманную рыбу: взялся за хвост, провел с силой сверху вниз, затем другой стороной - вот рыба и готова! Вот это мудро! И современные наши гости, особенно рыбаки, обязательно фотографировали для последующего изготовления и использования в собственной жизни. Вот так традиции предков, переданные нам и освоенные с помощью музейных предметов, присваиваются потомками. А мы проводим теперь уже уверенный мостик между нами и ими и понимаем, что особой разницы-то между нами нет, подтверждая принадлежность к общности сибиряков и россиян.
А вот женская сторона избы как магнитом, притягивала подавляющее число гостей: как взрослых, так и малышню. И ничего удивительного - ведь здесь расположено самое главное - печка. Ну и, соответственно, место вокруг нее, известное нам сегодня как кухня, в старину называлось у нас в Сибири словом КУТЬ, а женский угол за печкой, отгороженный занавеской - бабий за-КУТ-ок. Туда мужчинам - ни-ни! Ведь там - не только кухонные принадлежности, но и секретики всякие женские.
Печка - почти как настоящая - обхожденья требует да сноровки. Вон, угольки прогорели - кочергой отодвинуть их, да на ПОД лопатой хлеб посадить. Или кашу в чугунке поставить. Малышня часто не понимает, что это за посудины такие, им говорят, что это вроде современных мультиварок. А ручки где? Как ее брать-то? А во-от, уметь надо.
Для каждого горшка предусмотрен свой ухват. Притом, что вся наша кухонная утварь - подлинная. И в самом деле, удобно: положил в чугунок продукты, залил водой и на три часа убираешь в печь. Там тебе и щи, и каша, и пироги, и шаньги. С черемухой - особенно вкусные.
А еще на приступочке возле чугунка с гречкой сидит какое-то странное существо. Что это? Это - кукла Каша. В старину маленьких девчонок с шести лет учили варить первую кашу. И кукла была своего рода «измерительным прибором». Ее шили вровень с чугунком и делали на ней продольные полоски. По пояс насыпалась крупа, по плечи наливалась вода. Когда каша сварилась, она доходила до макушки куклы.
Для Черемховского поселения использование бесплатного природного дара - черемухи - было традиционным и обязательным. Благо - никто черемуху не сажал, она в изобилии росла по берегам речки с таким же названием. Ягоду сушили, мололи на специальных деревянных мельницах, и дома были ручные мельницы. Заготавливали много черемуховой муки, а из обычной, пшеничной крупчатки (муки высокого сорта, тонкого помола) делали шаньги. Раскатывали кислое сдобное тесто на колобушки, сверху углубление делали, а в него - начинку из черемухи клали. Для этого заливали черемуховую муку кипятком, оставляли, чтоб напарилась, а потом мед туда добавляли или сахар. Все это хорошо сдабривали сметаной или маслом и ставили в русскую печь. Получалась замечательная традиционная черемховская выпечка!
А всем желающим предлагалось самим попробовать получить из сушеных ягод черемухи муку. А вот, например, в старинной ступе с пестом. Но, ох, как сложно истолочь такую ягоду в пыль, то есть, в муку! Прямо скажем, дело непростое. Не зря для него исстари использовали жернова.
Но, кроме кухонных забот, на хозяйке еще и иных забот - полон рот! И прясть, и ткать, и шить, и вышивать, - в общем, и одеть семью надо, и дом украсить. Начать с того, что пряжа для всего этого - не в магазине купленная, а выращенная своими руками. И овечья, и конопляная, и даже (крайне редко, поскольку лён часто не успевал вырасти - все-таки Сибирь - зона рискованного земледелия) - льняная.
Наша изба с ее интерактивными практиками оказалась общим местом встречи и передачи опыта от поколения к поколению Так, совершенно непреднамеренно, к нам зашла гостья из Заларинского района (выставочные ряды мастеров декоративно-прикладного искусства располагались рядом) , увидела ножную прялку и, как к родной, поспешила к ней, вспомнив, как когда-то в детстве ее учила прясть на такой же прялке бабушка. Но интрига разворачивалась дальше и достигла апогея, когда из группы прибывших на фестиваль иркутских туристов вдруг с криком: "Баба!" к нашей импровизированной пряхе подбежала девочка. Оказалось, внучка. И вот, именно у нас встретились поколения одной семьи, и бабушка научила внучку прясть, как когда-то в подобной же избе ее саму учила прясть ее бабушка.
А еще на интерактивной музейной площадке «Черемуховая падь» руководитель нашего семейного клуба выходного дня "Берегиня" учила всех желающих шить и другую куклу - хороводницу. Ее тоже раньше выполняли девочки с шести лет, нужна она была не только для забавы, но и чтобы развивать мелкую моторику рук, столь необходимую в разных делах, особенно в прядении шерсти.
А вокруг на поляне разворачивались события, которые раньше были обычными: мастера-корзинщики плели корзины, веники, подеревшики делились секретами берестяного промысла и созданием деревянных изделий домашнего обихода. А что вы думаете, ложки только из липы резали? А если у нас в Сибири липа не растет? Так что: береза или черемуха? Хотите узнать - приезжайте к нам на Черемуховый фестиваль и обязательно побывайте на интерактивной площадке с элементами реконструкции Черемуховой пади.
А как тут песни поют... Те, которые еще бабушки наших бабушек певали - выучить такое специально невозможно, надобно вырасти в этом. Тогда не только песенная, но и иная культура: и духовная, и материальная по праву рождения твоей станет.
Или, может, все же стоит попробовать? Ну, помните: узнавание, включение, ассоциирование и присвоение. А это и есть последовательное освоение этапов идентичности: черемховской, сибирской и российской, то есть, осознать себя настоящими патриотами, стремящимися узнавать исторические корни, продолжать традиции и преобразовывать родной край.
Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает.Я понимаюПодробнее