Форум

Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Антифашисты в Черемхово

Не так давно на почту музея по обратной связи сайта пришло письмо. На русском языке, но заметно было в этом тексте нечто чужеродное. Нет, не в построении фраз (кстати, мы получаем письма из-за рубежа, иногда от потомков бывших соотечественников, даже не говорящих сегодня по-русски), но в самом выборе лексики: уважаемые господа, прошу представить.

Конечно, фамилия Райхерт, несмотря на русское имя Галина, многое проясняет и извиняет, мы понимаем, что, возможно, наш корреспондент родом из бывшей ГДР, а может, и из русских немцев, эмигрировавших после девяностых из России на историческую родину. И все же. Несмотря на третье десятилетие двадцать первого века, мы по-прежнему с радостью откликаемся и помогаем всем, кто искренне просит нас о помощи, без высокомерия и претензий.

Но, все же, письмо затронуло имя и фамилию человека, позволившего, особенно в наше непростое время, поднять такую непростые понятия как: предательство и героизм, жертвенность и антифашизм, Родина и человечность.

В день пятнадцатилетия учреждения Дня Героев Отечества, несмотря (а может, и благодаря) на официальный статут праздника (а это - дань памяти героическим предкам и ныне живущим Героям Советского Союза, России и полным кавалерам ордена Славы и ордена Святого Георгия), мы вспомнили наших Героев-черемховцев и попытались разобраться в объективных и субъективных причинах идентичности личности во время великих противостояний и столкновений.
Сегодня и вчера - во время Великой Отечественной войны.

Сегодня мы гордимся подвигом россиянина, дважды вернувшего сброшенные в окоп гранаты на вражескую сторону.

Но много ли людей, кроме нас, черемховцев, знают о подвиге Григория Сгибнева, уроженца села Нижняя Иреть в Черемховском районе? А он вернул в течение одного боя, длившегося шесть суток, ДЕВЯТЬ гранат противнику.

Разве это не имеет актуальность и сегодня?

Есть в истории Бессмертного полка нашего города страницы одновременных чувств гордости и горечи при звучании имен черемховцев, ставших таковыми не по своей воле уже после войны, воевавших против фашизма в Италии, Египте и Польше, имевших английские и польские ордена:

Охримчук Василий Прокопьевич,
Романчук Тимофей Филимонович,
Косик Владимир Миронович.

А разве имеет значение национальность, если речь идет о борьбе с нацизмом?

Разве это не имеет актуальность и сегодня?

Вернемся к письму в музей, респондент пишет: "прошу представить сведения о Гансе Кулясе".

Ну что же, нам знакомо это имя. И похоже, не только нам.

На сайте Российской газеты в рамках специального проекта "Русское оружие" в статье о партизанском параде 1944 года говорится об уникальной партизанской машине, обретенной отрядом им. Калинина благодаря перебежчику, немцу-антифашисту Гансу Кулясу.

Среди партизанской техники выделялась уникальная машина ЗИС-21. Этот газогенераторный автомобиль, способный работать на дровах, сошел с конвейера в 1941 году и под Вязьмой был захвачен немцами. В Белоруссии немцы определили на "дровяную" машину местного водителя, за которым присматривал немецкий солдат Ганс Куляс. Однако шофер сагитировал надсмотрщика, и они на машине уехали к партизанам. Кстати, после войны немецкий перебежчик отказался возвращаться в Германию и, женившись на русской девушке-партизанке, уехал в Сибирь.

Партизанская машина ЗИС 21
Партизанская газогенераторная машина ЗИС 21 на параде

На сайте Могилевской областной библиотеки им. Ленина опубликованы воспоминания Михаила Николаевича Лошнеца - юного партизана отряда имени Калинина, члена президиума городского Совета ветеранов г. Могилева.

Бывший юный партизан МИхаил Николаевич Лошнец
Бывший юный партизан
Михаил Николаевич Лошнец

Он вспоминает

– Немец-антифашист Ганс Куляс на автомашине из Минского аэродрома вывез группу военнопленных. Потом на этой автомашине была оборудована мельница, на которой партизаны мололи зерно, и у нас была своя мука.

16 июля 1944 в Минске состоялся самый необычный парад. С гордостью прошли по ипподрому все партизанские соединения, в строю была представлена и партизанская техника, в том числе, и знаменитый ЗИС-21, работавший на дровах (а уж в лесу-то такого топлива было предостаточно).

Итак, все боевые соратники Ганса Куляса, и даже знаменитая газогенераторная машина, приобретенная бригадой им. Калинина благодаря героическому поступку немца-антифашиста, - все прошли на партизанском параде в июле 1944 года в Минске. Все, кроме него самого (по рассказам внучек со слов деда).

На сайте Белорусь сегодня в статье "Партизанский парад. Оружие Победы" прослеживается история Ганса Куляса, причем, не только во время войны, но и после. Здесь говорится, что парад по итогам партизанской деятельности в жизни Ганса все-таки был. В общем, это пока еще не уточненный вопрос.

Но то, что всех немцев и антифашистов других национальностей собрали в сводный отряд и отправили на фронт - факт. Но в пути, уже в Литве, Ганс заболел (как рассказывали внуки - метался в бреду в беспамятстве), его направили в распред. пункт. О чем существует официальный документ из архивов МО.

Снимок экрана 2023 01 29 в 20.30.43 — копия
Сведения о нахождении в пересыльном пункте

Итак, на начало ноября 1944 года Ганс считался партизаном в звании красноармейца. Казалось, дальше все должно быть просто. Но в Демографическом списке этого же ВПП в графе "Прошел проверку" значится: не прошел.

00000061
Выписка из Демографического списка

Снимок экрана 2022 12 15 в 12.12.51
Ганс Кулас в молодости

Ясно теперь, почему немец, утверждавший, что был партизаном, но плохо говоривший по-русски и потерявший все документы (их у него украли во время болезни вместе с продовольственными карточками), не прошедший проверку, оказался интернированным. Так что не по своей воле появился Ганс Куляс (Кулас) в Черемхово, на Шадринке (а ранее - пос. им. Дзержинского) под надзором комендатуры.

В это время здесь в детском доме жили и учились в школе 4 дети-сироты финской национальности (попавшие сюда после финской войны), немецкой и венгерской (дети погибших бывших австро-чехо-внгерских подданных, оставшихся в СССР после гражданской). Работали на шахтах в Черемхово после войны и интернированные поволжские немцы, сосланные западные украинцы и литовцы. Но чтобы настоящий немец, родившийся в Германии и воевавший против СССР - это было впервые.

Конечно, ни о каком лояльном отношении со стороны шадринцев, потерявших во время войны родных, не было и речи. Он пытался объяснить, что не враг - не верили. Дети бежали следом, бросали камнями, взрослые плевали в лицо...

И если бы не жена Клавдия (а женился он уже в 1947 году), пришлось бы очень туго. Главная задача - восстановить документы. Советский паспорт получил лишь в начале шестидесятых.

Все дети и внуки Ганса Крестьяновича (именно так он говорил сам, возможно, специально в русифицированном варианте имени Кристиан) учились (а сейчас уже - правнуки) в шадринской школе № 4. На Шадринке, в Черемхово и Свирске живут сейчас потомки под фамилиями: Кулас (Куляс), Ведерниковы, Северьяновы, Дрыгуля...

В школьном музее истории Шадринки хранится рассказ и фотография знаменитого антифашиста, где описаны и детали официального подтверждения его партизанского статуса.

Как вспоминают в семье, к семидесятым жизнь немного успокоилась, о военном прошлом отца старались не вспоминать, и тут - теле передача. В ГДР поисковики объявили в розыск Ганса Куласа, о котором рассказали бывшие белорусские партизаны. Оказалось, в Минске, в музее партизанской славы, демонстрировался портрет героев бригады им. Калинина: командир, мальчик-разведчик и немец-антифашист - Ганс Кулас.

А он - здесь, в Сибири, в Черемхово, так и живет на Шадринке, куда когда-то прибыл для работы на шахте. Через год вместе с сыном побывал Ганс Крестьянович в Белоруссии, а потом и на родине в Германии.

23 3 kopiya 9
На встрече в Белоруссии, Ганс Кулас - крайний справа

Все шадринские представители фамилии гордятся своим знаменитым прадедом, а школьный театральный коллектив в начале двухтысячных даже поставил инсценировку о партизане и представил ее в Доме Детства и Юношества на встрече общества "Белорусы Черемхово".

Вот так поиски ответа на запросы, изложенные в письме в музей, привели нас не только к истории Ганса Куласа, но и многим другим черемховцам разных национальностей, совершивших подвиги на войне и в жизни, сражавшихся против фашизма и не сломленных ни на войне, ни после нее.

Разве это не имеет актуальность и сегодня?

Перейти к содержимому