Форум

Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Черемхово: сквозной путь

Для строительства и поддержания дороги в надлежащем состоянии привлекались сельские общины ближайших сел, и крестьяне старались выполнить повинность до начала посевных работ. А вот, как описывает исследователь Сибири 18 века Словцов Петр Андреевич в "Историческом обозрении Сибири", поначалу заболоченные, "гнилые" участки тракта предназначались для попечения бурятским родам, часто кочующим за сотню верст от назначенного. Не удивительно, что проезжать по таким труднопроходимым местам было крайне сложно. И лишь позднее были сформированы специальные ремонтные команды.

Строительство тракта. Автор - черемховский художник Петр Дубчак

Поначалу прогоны от Красноярска были очень длинными, так, на 450 верст приходилось всего 4 станции, 8 зимовий, 9 ненаселенных кормовищ для лошадей. Возникла срочная необходимость в строительстве новых, дополнительных ямов.

ЯМ - ПОЧТОВЫЙ СТАНЕЦ НА ТРАКТЕ

Поэтому в 1743 году одновременно Енисейской и Иркутской провинциальными канцеляриями был разослан по уездам Указ о сдаче подряда на строительство новых станций. Таким образом, именно эта официальная дата является началом отсчета нашего поселения: Черемховского станца. Таких станций было всего 39, и расстояние между ближайшими ямами именовалось "дорогой". Так, наша, Черемховская дорога между станциями половинной и Кутуликской имела протяженность 18 верст.

Несмотря на то, что в Сибири изначально и до 1823 г. общей нормой для всех ямов были 50 паев, на черемховской и соседних станциях всегда должно было находиться 20 лошадей.

В докторской диссертации по истории Сибирского тракта Катионов О.Н. приводит государственные основания для создания особого сословия ямщиков:

Еще до присоединения Сибири Иван IV указом 1556 г. освободил ямщиков от всех земских повинностей.

В городу каменья и извести и лесу возить и городу и острогу делать и мостов мостить, и с посадскими и с уездными людьми ни в какие подати тянуть и никакого изделия делать ямщикам не велено, а велено им гонять ямские гоньба

Санный путь.
Автор - черемховский художник Андрей Кустов

Это положение было подтверждено указами в 1619 г. и затем в 1631 г., поэтому не удивительно, что первые три семьи из Бельского и Идинского острогов прибыли на новый Черемховский станец.

Почтовая станция.
Автор - черемховский художник Петр Дубчак

Ведь, обслуживая станцию, жить на отведенной земле можно было, не платя за нее налогов, а для пашенных крестьян сибирских острогов это было очень актуально. Существовал указа не трогать (т.е., не требовать налога) "посаженных на пашню" новых крестьян в Сибири: вначале пусть де они вырубят тайгу, выкорчуют пни, распашут землю... Причем предлагалось занять столько земли, сколько хочешь. А вот потом - будьте добры - десятую часть отдать. Это минимум. Иногда сибирские пашеннные крестьяне облагались и дополнительным оброком. И вот, у кого-то (как у семьи нашего первопоселенца Степана Кабакова) семья была немногочисленная, сам он - лет преклонных, а у кого-то (как у Гришевых и Чижухиных, где главы семей тоже уже молоды не были), хоть семьи и поболе - 17 и 9 человек, - да все легче без налога прожить. А здесь - пожалуйста: сей, как для себе для прокорма, так и для содержания лошадей и проезжающих.

Крестьяне черемховского стана. Автор - Дмитрий Меркулов

Если вначале на территории самой почтовой станции должны были не только поменять лошадей, но и путников обслужить: накормить, в бане помыть и дать ночлег, то позже, по мере разрастания вокруг Трактовой улицы села, состоятельные жители стали предоставлять проезжающим услуги в отдельно стоящих постоялых дворах. Или, как говорили в Черемхово, заезжих дворах, сегодня нам известно о существовании следующих "гостиничных комплексов": Черепанова, купца Жернакова, купца Изотова. Причем интересно, что иногда сами купцы проживали в других селах в стороне от тракта: Голумети, Нижней Ирети, а деньги вкладывали в Черемховском.

Как точно выглядели постоялые (заезжие) дворы, мы можем только предполагать, поэтому представляем здесь разные варианты: в экспозиции нашего музея, в картине и макете черемховских художников, в фильме музейного медиа центра

К сожалению, в настоящее время в составе самой старинной улицы нашего города произошли существенные утраты, но сама Трактовая-Большая-Первомайская, по сути, является памятником, ведь по этой улице проезжали в свое время все путешественники: дипломатические миссии в Китай, исследователи, ученые, писатели, как, например, Антон Павлович Чехов.

В 2019 году наш музей стал обладателем настоящего раритета: подлинных рабочих саней Московского тракта, они демонстрировались в экспозиции выставки "Зимние истории."

Наша длинная Трактовая улица стал не только свидетелем удали черемховских ямщиков,

Как рассказывает известный краевед Петр Францевич Требуховский,

на Николу Зимнего (6 декабря по старому стилю) и Святки в Черемховском устраивались катания: тройки на несколько верст к югу от села со свистом проносились под визг катающейся молодежи и ребятни.
Праздник заключался в следующем: ямщики после молебна в Никольском храме отправлялись в кабаки (их было на Большой не меньше постоялых дворов) и катали желающих.

...но и боли и горестей кандального пути. Через наше Черемхово по Трактовой улице прошли в кандалах все ссыльные, как политические преступники, например. декабристы, так и осужденные за уголовные преступления. Так, в нашем городе известен очень уважаемый род Черняховских (его представители - редактор газеты. известные шахтеры, труженики и фронтовики). Но мало кто знает, что первый Черняховский появился у нас в городе, пройдя пешком в кандалах всю Россию.

Кстати, Святой Николай (Никола Угодник, как называли его черемховские жители), был покровителем не только проезжающих (а это и сами ямщики, и их пассажиры), но крестьян и всех обиженных и угнетенных. Поэтому не удивительно, что в каждой повозке обязательно находился Никольский образок, а мученики, шедшие в кандалах, мечтали о пересмотре дела, облегчении участи и молились о чуде Николаю Чудотворцу.

Кроме государевых преступников и служилых людей, тракт (и наша Большая Трактовая улица как его часть) стал дорогой для продвижения будущих сибиряков: переселенцев из западной части России.

Сибирский тракт. Автор: черемховский художник Петр Дубчак

Село разрасталось, на рубеже 19-20 веков быстро становилось центром промышленной добычи каменного угля, Большая улица стала центром, появилось электричество, каменные здания магазинов... Наряду с традиционным гужевым транспортом, продвинутые горожане передвигались на современных удобных велосипедах, прохаживались нарядные барышни и элегантные молодые люди.

В здании бывшей этапной тюрьмы после прокладки железной дороги открылся театр, в котором были заняты приказчики, купцы, жены управляющих копями, штейгеры, политические ссыльные и другие горожане.

Этапный и другие...

Как мы и обещали, все публикации по истории улиц нашего города мы сопровождаем выпусками передачи "По улицам родного Черемхово".

Вот так, вместе с жизнью основанного три сотни лет назад поселения, растет вместе с ним главная улица нашего города, пропуская сквозь себя историю Сибири и России и сама становясь историей.

Век за веком, сменился строй, исчезла Большая, и в 1925 году ее переименовывают в Первомайскую, в бывшем магазине открывается Народный Дом, который становится центром совсем иной, советской жизни. Но и это еще не все: в год 50-летия революции, в май 1967 года самая длинная улица Первомайская была разделена надвое, причем нижняя, более древняя ее часть, осталась Первомайской, а верхняя стала носить имя Ленина.

А вот что стало располагаться на улице Ленина, - это уже другая история.

Следите за публикациями!

Перейти к содержимому